В чем суть методики Монтессори?

В чем суть методики Монтессори?

Содержание
  1. Основные Заповеди, сформулированные Марией Монтессори

На чем же основана эта система? Суть методики М. Монтессори в том, что зная о законах естественного развития ребёнка , взрослые создают специально подготовленную культурно-развивающую среду, позволяющую ребенку самостоятельно и полноценно развиваться.

В чем суть методики Монтессори?

Мария Монтессори считала, что, пребывая в утробе матери, ребенок находится в относительно безопасной среде, где ему ни что не угрожает, где он получает все достаточное и необходимое для своего развития. в момент же рождения ребенок испытывает свой первый стресс, который может в дальнейшем негативно отразиться на его личности.
После рождения количество таких негативных воздействий на ребенка неустанно возрастает. А значит, необходимо создать максимально безопасную среду для малыша и занять его деятельностью, развивающей его природные способности. Мария Монтессори считает, что любому человеку изначально дано быть умным и успешным, поэтому задача взрослого лишь помочь малышу раскрыть свой потенциал, научить его самостоятельно постигать мир, обеспечивая детям свободу выбора, свободу общения и передвижения, ограниченные только самой средой. Для этого предлагается создать среду, отличную как от домашней обстановки, так и от традиционной казенной.

Сама М. Монтессори называла эту методику «система саморазвития ребенка в дидактически подготовленной среде». Она категорически настаивает: то, что подходит для занятий взрослых, неприемлемо для детей. Недаром одну из своих книг она называет «Дети — другие». В этой книге она объясняет, чем собственно по её мнению обусловлена разница. Взрослые познают мир путем анализа и синтеза информации, а дети принимают жизнь целиком, такой, какой видят и ощущают её. Взрослые планируют, а дети живут лишь настоящим. Взрослые читают, наблюдают, запоминают, а дети обучаются через собственные действия. Взрослые() в большинстве своём) чувствуют удовлетворение от результата, а дети – от процесса самостоятельных действий. И так далее, список можно продолжать до бесконечности.

В чем суть методики Монтессори?

Свой метод Мария Монтессори основывала, опиралась на знания антропологии и психологии ребенка. Процесс развития ребенка она разделила на четыре фазы: от 0 до 6 лет, от 6 до 12 лет, от 12 до 18 лет и от 18 до 24.

Первая фаза характеризуется познавательной активностью ребенка. В этот период происходит формирование ЧУВСТВЕННОГО ОБРАЗА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА. В этот период ребенок “решает” внутреннюю задачу своего развития. Именно в этот период формируется эмоциональное восприятие окружающего мира, себя самого и своего места в мире. Ребенок, словно губка впитывает в себя способы эмоционального реагирования взрослых на события, происходящие вокруг. Именно поэтому очень важно чтобы его окружала максимально дружелюбная среда, способствующая оптимальному детскому развитию, безусловно, такой средой должны являться семья, родительский дом, любовь и забота близких. В этом периоде ребенок является “СТРОИТЕЛЕМ САМОГО СЕБЯ”. На это период приходится максимальное развитие сенсорных, двигательных, речевых, навыков. Наиболее подходящими условиями для развития этих навыков может стать “специализированная” среда детского сада, в которой есть все необходимые составляющие: сенсорные, речевые, математические материалы, материалы для овладения навыками практической жизни, материалы для ознакомления с природой, а так же возможность общения с детьми.

Вторая фаза (6-12 лет) это глобальная ориентация развития. Это поиск ребенком места и роли человека в природе: как всего человечества в целом, так и себя самого. Этот возраст можно назвать возрастом “РЕБЕНКА-УЧЕНОГО”. В этот период происходит формирование и осмысление образ мира, образ самого себя и своего места в мире. Ребенок в этом возрасте является своего рода “ИССЛЕДОВАТЕЛЕМ”, который с целью познания мира стремится к освоению всего нового(от новейшей техники до экспериментов со своим образом, поведением). Методом проб и ошибок, постепенно он приходит к выводу, что необязательно всё начинать “с нуля”, а можно воспользоваться чужими знаниями и опытом.

Третья фаза развития характеризуется максимальной направленностью подростка на общество и поиском своего места в обществе. В возрасте от 12 до 15 лет развитие своих свои познавательных способностей, происходит с помощью привлечения для этого людей. Именно в этот период человек становится , активным “СОЦИАЛЬНЫМ УЧАСТНИКОМ”. Происходит объединение в группы, объединённые общей целью. М. Монтессори называет этот период “УЧАСТНИКОМ ОРГАНИЗАЦИИ”. В этом возрасте закладываются первые потребности, задатки профессиональной карьеры. Иными словами — возраст начала профессиональной карьеры.
Четвертая фаза – это фаза закрепления полученных навыков, окончательная адаптация к среде.

Но это теория. Как же происходит в жизни? Как проходят занятия в Монтессори-группе?
Да по — разному. Но примерно это выглядит так:
Дети приходят, сами раздеваются , приводят себя в порядок , убирают свои вещи.
Воспитатель здоровается с каждым, обязательно протягивая ему руку для приветствия.
После чего каждый ребенок САМ выбирает, чем и сколько он хочет заниматься. Три основных правила, которые составляют основу системы – интерес, индивидуальный подход, свобода выбора.

В группе(классе) есть несколько зон:

— зона практической (реальной) жизни. Здесь ребенок приобретает практические навыки жизни: учится обслуживать себя и других( умываться, вытираться, застёгивать пуговицы и шнурки, резать салат и так далее);
— зона сенсорного развития, т. е. знакомится со свойствами предметов: цветом, формой, размером, материалом, плотностью и т. д.;
— зона двигательной активности (точнее, обычно это даже не полноценная зона, а просто нарисованная на полу круглая или овальная линия, на которой выполняются упражнения на равновесие и координацию движений), а так же зона танцев, или подвижных игр
— математическая зона;
— языковая зона;
— «космическая» зона, называемая также географической или естественнонаучной;

Заходя в группу, ребенок сам определяет, чем будет заниматься. В Монтессори-группах происходит одновременное сочетание свободы и дисциплины( существуют и четкие правила). Одно из основных правил: взял, поработал , положи на место. Также недопустимо вмешательство в «работу» другого ребенка(отнимать друг у друга приглянувшиеся предметы).

Примерно через 2 часа таких занятий все собираются в круг. Там может происходить обсуждение событий, произошедших дома или в группе. Могут изучать фрукты — рассматривают, пробуют, делятся ощущениями и впечатлениями. Могут изучать свойства воды(лед, град, снег, дождь), разучивать песни и стихи к ближайшему празднику. Здесь же отмечают дни рождения и другие праздники. Воспитатель только помогает общему разговору. Круг продолжается 15-20 минут, но сам дух доверия, уважения, доброжелательности остаётся надолго.

Первое, на что бросается родителям в глаза — воспитатель «ничего не делает». Да, он конечно не руководит детьми в общепринятом понимании, не заставляет детей заниматься чем-то конкретным, но тем не менее у него есть определённые функции:
— он подготавливает среду для занятий, нейтрализует все факторы, мешающие ребенку заниматься, наблюдает чем занят ребенок, справляется ли, не пришло ли время предложить ему более сложное задание.

Методика Монтессори не ставит таких узких и конкретных задач, как, например, обучение ребёнка чтению или письму. Считается, что при правильной организации досуга у ребёнка возникает потребность учиться, и за счёт развития собственного потенциала он сам научится всему, в том числе читать, считать, писать.

Основные Заповеди, сформулированные Марией Монтессори

Помогай тем, кто ищет работу и не может выбрать ее;
Не говори плохо о ребенке, ни при нем, ни без него.
Концентрируйся на развитии хорошего в ребенке;

Будь активен в подготовке среды. Проявляй постоянную педантичную заботу о ней.
Показывай место каждого развивающего материала и правильные способы работы с ним.
Будь готов откликнуться на призыв ребенка, нуждающегося в тебе, всегда прислушивайся и отвечай ребенку, который обращается к тебе.

Уважай ребенка, который сделал ошибку и сможет сейчас или чуть позже исправить ее, но немедленно твердо останавливай любое некорректное использование материала и любое действие, угрожающее безопасности самого ребенка или других детей, его развитию.
Будь неустанным, повторяя ребенку презентации, от которых он ранее отказывался, помогая ребенку осваивать ранее неосвоенное, преодолевать несовершенство. Делай это, наполняя окружающий мир заботой, сдержанностью и тишиной, милосердием и любовью.

Сделай свою готовность помочь очевидной для ребенка, который находится в поиске, и незаметной для того ребенка, который уже все нашел.

Уважай ребенка отдыхающего или наблюдающего за работой других, или размышляющего о том, что он делал или собирается делать. Никогда не зови его и не принуждай к другим активным действиям
Всегда в обращении с ребенком используй лучшие манеры и предлагай ему лучшее в тебе и лучшее из того, что есть в твоем распоряжении.

Ну вот, очень краткий экскурс в теорию со столетней практикой.

Как и у любой системы – у системы Монтессори есть свои сторонники и свои противники. Достоинства и недостатки этой системы – это весьма субъективные категории, которые мы рассмотрим в следующих статьях.
Удачи вам и вашим близким.

Популярные записи
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит